Матс Айнгрен из Исследовательского центра спортивных технологий Университета Центра Швеции руководил исследованиями, в которых изучалось влияние эффекта драфтинга в лыжных гонках.
«Давно известно, что часто бывает выгодно «сидеть на колесе» в беговых лыжах. Но насколько выгодно и при каких обстоятельствах никто не знал. Благодаря полученным нами цифрам спортсменам и тренерам становится понятнее, какое значение вы должны уделять этому аспекту во время тренировок и соревнований», - говорит Матс Айнгрен на шведском сайте спортивных исследований idrottsforskning.se.
В экспериментах, проводимых на большой беговой дорожке в аэродинамической трубе, было проверено, как на потребление кислорода (VO2) и частоту сердечных сокращений влияло положение лыжника в пелотоне. Всего в исследовании приняли участие десять мужчин и десять женщин из элиты. Эффекты были изучены на различных скоростях встречного ветра, и спортсмены использовали классическую технику даблполлинга.
Результаты показали, что при беге со скоростью 5 м/с или выше значительная разница в потреблении кислорода и частоте сердечных сокращений обуславливалась тем, бежит ли лыжник первым или движется за кем- то. Для мужчин разница в потреблении кислорода составляла около 3-5 процентов, а для женщин - около 2,5 процента. Для женщин достижение разницы в 3- 5% осуществлялось при скорости 6 м/с.
«То, о чем мы здесь говорим, - это скорости, которые элита имеет на равнинной местности, например, в Васалоппет. На скорости лыжников-любителей драфтинг играет незначительную роль, если это не дует встречный ветер, конечно. Тогда разница становится еще более существенной, и эффект драфтинга становится ощутимым даже на скорости лыжника-любителя», - говорит Матс Айнгрен.
Но вопрос в том, как реально интерпретировать разницу в потреблении кислорода на 3-5 процентов. Много это или мало в контексте соревнований? Матс Айнгрен считает, что эту цифру можно сравнить с разницей в тратах энергии, которая существует между элитным спортсменом с очень хорошей техникой и элитным спортсменом с более плохой техникой.
В исследовании не изучались результаты катания на реальной трассе, когда непостоянная скорость движения большой группы лыжников может вызвать так называемый эффект «йо-йо», когда первые лыжники в пелотоне резко теряют скорость в начале подъема, а затем при выполаживании быстрее набирают скорость и, следовательно, в конечном итоге тратят излишне много энергии во время гонок.
Вы можете прочитать полную статью на шведском языке здесь: https://www.idrottsforskning.se/sa-mycket-energi-sparar-elitakaren-pa-att-kora-northug-taktiken/