Роль структуры, нанесенной вручную накаткой, в скольжении лыж Перевод статьи про использование накаток для беговых лыж. Какие бывают накатки, для чего , как и когда можно применять накатки для нанесения структуры на беговые лыжи
Перевод статьи про использование накаток для беговых лыж. Какие бывают накатки, для чего , как и когда можно применять накатки для нанесения структуры на беговые лыжи
Трибология (существительное) /trīˈbäləjē/ Определ.: Наука о взаимодействующих поверхностях в относительном движении. Включает принципы трения, смазки и износа.


Итак, каждый раз, когда мы шлепаем лыжами по снегу, мы становимся эмпирическими трибологами! Изучаем, почему в некоторые дни наши лыжи скользят приятно, а в некоторые дни лыжи настолько вялые, что, возможно, веселее будет прогуляться пешком. Многие записи в блоге Coaches Corner посвящены готовке и уходу за лыжами, чтобы они скользили по снегу плавно и быстро. С приходом весеннего лыжного сезона и с наступлением более влажных и теплых условий (либо по консистенции снега, либо в теплый весенний день, когда снег становится немного мокрым), добавление структуры, созданной вручную, к заводской может действительно иметь значение.


Снег удивительно и порой безумно изменчив, и чтобы поддерживать скольжение наших лыж в этой непростой ситуации, у нас есть только четыре вещи, которые мы можем изменить: конструкция лыж, структура базы (рисунок бороздок на скользящей поверхности лыжи), скользящая мазь (парафин, порошок, эмульсия и так далее) и материал скользащей поверхности (графит, белые лыжи- чернеы лыжи) — обычно ранжированные в таком порядке. Обратите внимание, что структура базы почти так же важна, как конструкция лыж, а часто и важнее, чем скользящая мазь. Вот почему почти все новые лыжи выходят с завода не с зеркально-гладкой скользящей поверхностью, а с тонкой структурой, напоминающей старую виниловую пластинку. Эта структура (штайншлифт) наносится прямо с завода очень дорогими станками.


Теория скольжения лыж: почему все таки едет лыжа?


Общепринятая теория, которую трибологи предлагают для скольжения по снегу, заключается в том, что давление лыжи на снег вызовет таяние, а жидкая вода может действовать как смазка. В чрезвычайно холодном снегу таяние настолько слабое, что катание на лыжах по снегу может ощущаться как попытка катания на лыжах по песку, механическое трение от холодных абразивных кристаллов замедляет лыжу. Однако на очень высоких скоростях, например на спусках, тепло от трения увеличивается, и внезапно лыжи могут снова казаться (относительно) быстрыми. Напротив, в мокром насыщенном водой снеге вода создает слишком большое трение от сцепления, и лыжи становятся очень медленными.


Структура, применяемая к основанию лыжи, предназначена для управления толщиной водяной пленки и улучшения скольжения. Учитывая количество вариаций снега между двумя крайними примерами, становится ясно, почему не существует универсальной структуры. Но знаете ли вы, что можно временно изменить структуру лыж, чтобы оптимизировать скольжение в различных условиях?


Инструменты для создания структуры лыж в "домашних" условиях (накатки для беговых лыж)


Инструменты для создания структуры ручным способом, также известные как накатки, представляют собой устройства, которые вдавливаются в лыжную базу, изменяя существующую структуру и создавая временный и новый рисунок структуры. Временный аспект заключается в том, что (большинство) этих устройств вдавливаются только в базовый материал, который является упругим. Со временем базовый материал восстановится до первоначального рисунка. Это может занять несколько недель, что может быть отлично для стабильных условий катания. Если состояние снега изменится, горячая обработка парафином один или несколько раз заставит ручную структуру исчезнуть. Обратите внимание, что все еще доступны некоторые инструменты для ручного структурирования, которые врезаются в базу; использование этих инструментов редко требуется (высокий спрос на конкуренцию в чрезвычайно влажном насыщенном и грубом снегу), поскольку очень глубокая структура сохранится до тех пор, пока лыжи не будут заново накатаны (или пока не будет сделан штайншлифт), поэтому их следует избегать. Примером является Swix Super Riller Linear, который отличается тем, что является первым коммерческим инструментом для нарезки структуры лыж на рынке.


Положительный эффект, который может дать накатанная вручную структура, проиллюстрирован этими двумя примерами — специалисты сборной США по беговым лыжам используют только два относительно универсальных штайншлифта, и почти во всех гоночных ситуациях каждая пара лыж выходит на старт с нанесенной вручную структурой. Другим примером является количество производителей, выпускающих эти инструменты — в дополнение к очень узнаваемым брендам Swix и Toko, есть Red Creek (Швеция), Speedy (Финляндия), SRB (Германия), все из которых используются на этапах Кубка мира. Бренды, специализирующиеся на мазях скольжения, такие как Vauhti и Start, или бренды роликовых лыж, такие как Jenex/V2, также имеют небольшие предложения в этом сегменте инструментов.





Так много вариантов!


Как использовать накатки для беговых лыж?


Применение накаток для беговых лыж почти слишком просто! Обратите внимание, что почти все они подходят только для лыж гоночной ширины, часто с максимальной шириной лыж около 47-48 мм.


Выберите подходящий ролик или биту. Большинство компаний производят устройства с одним роликом, некоторые используют два ролика. Использование двух роликов не обязательно является преимуществом, они способны создавать сложные узоры всего за один проход, но иногда правильное решение не является самым сложным, и требуется только один ролик, а пустой ролик используется во втором слоте.


Хорошо, теперь приложите инструмент к основанию лыжи, нажмите с соответствующим давлением (переменным!) и проведите инструментом от носка до пятки. При использовании на классических лыжах накатывать надо только зону скольжения, не колодку! Вся операция по ручному нанесению структуры на беговые лыжи занимает всего несколько секунд! Просто, не так ли?





Замечания и уточнения, касательно накатки структуры


Структура, нанесенная вручную, будет работать в сочетании с существующим заводским рисунком от шлифовки, поэтому при нанесении одной и той же структуры на разные лыжи результаты могут различаться. Даже без шлифовки на вторичном рынке каждая лыжная компания использует различную заводскую базовую шлифовку. Например, рнакатанная структура, которая хороша на заводской базовой шлифовке Fischer, может отличаться при взаимодействии с заводской базовой шлифовкой Salomon. И шлифовка камнями, которая предназначена для наилучшего использования в теплых и влажных условиях, не может быть изменена для работы в очень холодных условиях, но очень тонкая шлифовка камнями для холодных условий может быть изменена ручным инструментом для работы в теплых условиях.


Улучшения скольжения наиболее заметны по мере увеличения содержания влаги в снеге. Существует множество условий, при которых правильная накатка может обеспечить лучшую скорость, чем мазь скольжения или даже выбор лыж! Однако глубокие отпечатки от некоторых конструкций роликов, предназначенных для влажных условий, также могут увеличить общую площадь поверхности лыжной базы, что на самом деле может сделать лыжи медленнее на очень мокром снегу, который новый и имеет очень мелкие кристаллы, так что это тонкий баланс. Крупный рисунок также создает много места для скопления грязи, а на мокром, грубом и грязном снегу первоначальное улучшение скорости сводится на нет через несколько километров из-за повышенного загрязнения структуры. Слишком агрессивная для условий накатанная структура может сделать лыжи медленнее! Лучше ошибиться в консервативную сторону (то есть сделать накатку с более мелким рисунком), когда сомневаетесь, так как более консервативная накатка, по крайней мере, принесет мало вреда.


Обратите внимание, что некоторые модели роликов лучше всего подходят для конькового хода, некоторые — для классического, а некоторые могут быть хороши для обоих вариантов. Примером могут служить простые линейные инструменты, такие как линейные инструменты 1 мм или 2 мм (которые просто продавливают прямую линию, не прерывистый рисунок) — они часто являются первым выбором для классических лыж, но для коньковых лыж они обычно лучше подходят в сочетании вместе с другой структурой.


Поперечные линейные/косые рисунки являются одними из самых широких спектров накаток и очень безопасны для конькового или классического хода. Они также, как правило, лучше всего подходят для нового снега. Так называемые «винтовые», «V» или «елочные» узоры чаще (но не всегда!) лучше всего подходят для коньковых лыж и для грубого или старого снега. Некоторые узоры можно наносить более одного раза или даже в обратном направлении.


Примером может служить косой инструмент Red Creek +5/-5, отличный выбор для очень мокрого мелкозернистого снега, его можно наносить несколько раз и даже в обратном направлении по мере того, как снег становится все более влажным. Хотя накатки очень дорогие, зато могут служить почти бесконечно. Лучше всего начинать с инструментов одного бренда и учиться хорошо ими пользоваться, так как их часто можно комбинировать. Использование линейного 1 мм или 2 мм на пятке лыжи может лучше улучшить производительность, чем «подъем по лестнице» в выборе узора, особенно если основной инструмент обеспечивал повышенную скорость, но трасса стала немного влажнее или более скользкой.

Приверы некоторых роликов для накатки структуры на лыжи:







Грубый инструмент для влажных условий.





Более тонкий для холодных и сухих условий.





Накатка для линейной структуры


А самое лучшее, если вы «сделаете что-то не так» или изменятся снежные условия, просто нанесите на лыжи парафин горячим способом один или два раза, и ваши лыжи снова будут в идеальном состоянии и готовы к экспериментам!