В предыдущем видео, посвященном технике, которое было первым в серии, вы узнали, что скорость это продукт каденса, то есть скорость зависит от количества шагов в единицу времени и длины шага. Все люди разные, и не существует единственно правильной для всех техники. Но это не означает, что нет аспектов техники, которые нельзя было бы перенять, глядя на профессионалов.
Определенно, можно подчерпнуть для себя много нового и полезного, проанализировав технику других спортсменов и что то внедрив в свое катание. Итак, давайте начнем анализ.
В этом видео мы восновном уделим внимание его технике на низких и средних скоростях, анализировать будем одновременный одношажный коньковый ход, который часто применяют на дистанционных гонках. Вероятно, это самый важный и сложный лыжный ход, которым вы должны овладеть, если хотите состояться как лыжник.
Первое что бросается в глаза, если смотреть на технику Клэбо- это очень сильное сгибание опорной ноги в коленном суставе перед отталкиванием.

Его угол сгибания в коленном суставе весьма экстремальный и характерный, он выделяет его из большинства товарищей по цеху. Насколько надо сгибать ноги — эта тема активно обсуждалась в предыдущем видео, и в видео про даблполлинг. Есть очень большая разница, все зависит от человека. Пример противоположной техники, где ноги сгибаются очень мало- это Сергей Устюгов.

Устюгов находится на противоположной части условного спектра в плане сгибания ног. Клэбо сгибал ноги еще больше, когда был юниором. Одно из преимуществ, которое дает глубокий подсед, это то, что баланс найти становится проще. С другой стороны, когда вы долго стоите на полусогнутой ноге, ваши мышцы, особенно квадрицепс, сильно устают, и вам сложнее сделать качественное отталкивание. Это также затрудняет кровоток в напряженной мышце.
Лично я не сторонник крайностей, и считаю такие вещи особенностями антропометрии обоих спортсменов, которые дадут преимущества им, но не всем. Я бы не рекомендовал пытаться копировать это аспект техники. По моему мнению, большинство лыжников должны подседать не так глубоко как Клэбо но больше чем Устюгов.
Второе, что примечательно в технике Клэбо, это высокий каденс, особенно когда он использует одновременный одношажный ход на низкой скорости в подъем. Его частота отталкиваний, наверное, самая высокая среди топовых лыжников, в этот момент. Кажется, для него это эффективно, он толкается часто но легко, хотя у него есть сила, но он бережет ее.
Это очень интересно, потому что сильно контрастирует с его товарищем по команде Шона Хегстада, у которого более силовой вариант техники. Он толкается гораздо реже, но шаги намного длиннее.
Вы должны путем экспериментов сами найти для себя удобную частоту и длину шага. Каденс и усилия должны ощущаться как естественные и наиболее удобные. Не нужно слепо копировать Клэбо, только потому что он так делает.
Деталь номер три, это поворот бедер. То, что Клэбо отличает от большинства остальных, это нетипичное скручивание в области бедер и верхней части тела на низкой скорости. Возможно, это просто какой то старый технический изъян, который не получается побороть. Это выглядит следующим образом: после завершения отталкивания, когда вес полностью сосредоточен на опорной ноге, он при начале подноса маховой ноги немного разворачивает корпус вовнутрь.
Я крайне рекомендую не копировать это нюанс его техники, старайтесь сохранять бедра и корпус наиболее стабильными, вы должны двигаться плавно, без рывков. Эта странная деталь, однако, не так сильно выражена на больших скоростях. Этот нюанс его техники вылезает именно на низкой скорости, при движении в подъем.
Угол сгибания локтя и положение кистей. Если смотреть на Клэбо спереди, рисунок движения его рук очень характерный. Локти сильно разведены в стороны, кисти близки к корпусу, и руки в целом сильно напряжены. Он и сам отмечал этот свой нюанс, говоря что именно такая работа рук помогает генерировать максимум мощности при передвижении на лыжах.
Его физиотерапевт также отмечал, что его грудные мышцы были крайне напряжены и скованны когда они начинали совместную работу. Поэтому причина того, что она держит кисти так близко к корпусу и локти так широко может быть связана с тем, что скованность не позволяет ему толкаться иначе.
Положение рук также зависит от того, насколько далеко вы способны перемещать тело при каждом шаге. У многих хороших лыжников палки находятся значительно дальше от тела, нежели у Клэбо, что потенциально может привести к более длинному шагу. Но эта деталь дискуссионная, нет однозначного ответа как будет лучше.
На самом дела, работа рук Клэбо очень похожа на работу рук Большунова. Они оба держат локти очень широко а кисти очень близко.

Идея о том, что самый лучший лыжник всегда будет обладать лучшей техникой, в корне неверна. Поэтому я ни в коем случае не хочу сказать, что надо их копировать. Однако этот момент стоит упомянуть, точно ли это совпадение?
Баланс. Вот здесь Йоханнес настоящий мастер! Тут особо нечего сказать кроме того, что в плане Баланса Клэбо невероятно хорош. Если вы испытываете проблемы при балансировании на опорной ноге, то вы почти наверняка будете тратить чересчур много энергии на удержание равновесия, на отталкивание вам ее будет не хватать.
Если мы вернемся назад, то вы вспомните что я уже упоминал что сильное сгибание ног позволяет легче находить баланс. При этом, ему удается избежать сильного завала корпуса назад, даже с таким глубоким подседанием. Это очень важно, ведь если вы слишком переносите вес тела назад, вы перегружаете ваши ноги.
Когда кто- то говорит, что надо держать корпус прямо, скорее всего он имеет в виду, что бедра и грудь должны быть выдвинуты немного вперед.
Направление отталкивания. Несколько месяцев назад на этом канале я выкладывал коротенькое видео, где выразил сомнение касательно правильности отталкивания чисто вбок. Многие тренеры советуют толкаться чисто вбок. С моей точки зрения, толчек ногой должен быть направлен и назад и вбок.
Я использую технику Нортуга в качестве иллюстрации правильного отталкивания. Две крайности в этом вопросе называются «боковое давление» и «обратное давление». Как и раньше, я считаю более правильным для большинства промежуточный вариант.
Если вернуться к технике Клэбо, у него мы наблюдаем плюс минус что то среднее. Он примерно одинаково толкается и вбок и назад. В этом плане он ничем не примечателен. Однако есть небольшая интересная деталь, которая касается работы его ног.
У подавляющего большинства лыжников- гонщиков амплитуда работы ног сильно больше. Здесь речь идет не про амплитуду сгибания- разгибания, а про то насколько далеко лыжа уходит из под тела при отталкивании. Клэбо выглядит очень компактно, его ноги достаточно близки друг к другу в конце толчка.
При этом, Нортуг был гораздо более размашист и уделял больше внимания перешагиванию при отталкивании, увеличивая таким образом длину шага. У Клэбо гораздо более ограниченный диапазон движения но гораздо большая частота самих шагов. Разумеется, мы сейчас говорим про низкие скорости, в спринте все будет по- другому.
Йоханнес Клэбо гораздо более серьезно относится к тренировке корпуса, нежели Нортуг. Возможно, нестабильность в движениях последнего это следствие слабости мышц пресса. Как минимум, Нортуг не заявлял о такой серьезной подготовке мышц пресса, как Клэбо, который тренирует их каждый день. Вы также можете видеть результата этих тренировок, если обратите внимание на то, насколько стабилен остается корпус у Клэбо, если не брать в рассчет его скручивания на низкой скорости.
Это его скручивание больше похоже на плохую привычку, нежели на следствие слабости мышц кора. Но это только мои размышления.
Угол скольжения лыж. При отталкивании, лыжи клэбо скользят практически полностью вперед, хотя если приглядеться, одна из лыж скользит больше по диагонали.
Еще одна деталь, достойная внимания, это наклон корпуса. Он очень велик. Возможно, он получает дополнительную мощность при таком положении корпуса. При этом, его голова не сильно наклоняется вперед, он не смотрит под ноги. При этом с увеличением наклона корпуса он не заваливает вес назад, вес не переносится на пятки.
Ритм и тайминг. Это еще одна вещ, в которой он мастер. В его движениях практически никогда не бывает перерывов, он движется очень плавно, без рывков и задержек. Это то, что называется «колесо». Здесь можно использовать эту метафору, потому что его движения плавны и непрерывны.
Его амплитуда невелика, но высок каденс и движения непрерывные. Если вы наблюдаете у себя рывки или паузы, возможно, вы делаете что- то не так. Моменты, связанные с началом отталкивания ногой и постановкой палок также безупречны.
Также, начальное движение стопы при отталкивании очень плавное, это очень хорошо. То, как вы подносите ногу имеет значение, многие даже хорошие лыжникик топают, то есть резко ставят на снег ногу. Но многие успешные лыжники избегают этой ошибки. Высокий подъем ноги и резкая постановка на снег это то, чего в хорошей технике быть точно не должно.
Вот анализ техники даблполлинга этого же спортсмена.
В целом, Йоханнес Клэбо- настоящий мастер коньковой техники, у которого вы можете многому научиться. Ссылка на оригинал: https://www.youtube.com/watch?v=gmSI_1rgCq0&ab_channel=XCSkiingUniverse (для просмотра ютуба теперь нужен vpn)